BSC-OLAP

Хранилища данных

С ростом бизнеса увеличивается объем данных и возникают задачи глубокого анализ статистики, выявления закономерностей и узких мест. Производительности существующих систем уже становится недостаточно. Особенно это выражается в обработке отчетов - они все сложнее и их все больше. Это нагружает и ИТ-специалистов и пользователей, ответственных за аналитику.
Для решения этой проблемы применяется технология хранилищ данных - Data Warehouse. Это предметно-ориентированная база данных, специально разработанная для  быстрой обработки отчетов и аналитических данных.
 
Наша техническая работа заключается в следующем:
·         Мы проектируем структуру хранилища: определяем источники данных (СУБД MS SQL Server, Oracle, MySQL и другие), а также локальные файлы и веб-формы
·         Разрабатываем OLAP-кубы: пишем запросы к базам данных, определяем меры и измерения
·         Делаем очистку данных: убираем дубли и “мусор”, который всегда вылезает при поднятии исторических данных
·         Разрабатываем статическую и динамическую отчетность на основе данных хранилища. Теперь они собраны в централизованном и непротиворечивом источнике.
Когда собрана единая статистика, то для полноценного внедрения дальше идетразработка KPI и визуализация данных
 

Разработка KPI

В современном бизнесе необходимо контролировать Ключевые Показатели Эффективности (Key Performance Indicators или сокращенно KPI). Существует ряд методик построения систем KPI, наиболее известная из  них – это Система Сбалансированных Показателей (Balanced ScoreCard – BSC). Ее внедрение позволяет ответить на следующие вопросы:
·         Как увеличить прибыль компании?
·         Как оценить эффективность работы каждого сотрудника в отдельности и всего предприятия в целом?
·         Как мотивировать персонал для увеличения продуктивности его труда?
·         Как проследить за тем, в какие периоды эффективность работы компании растет, а в какие — снижается?
·         От чего зависит и как увеличить доходность бизнеса?
Если заниматься разработкой KPI самостоятельно, то можно столкнуться с проблемой нехватки исходных данных  в информационных системах предприятия, сложностью моделей, непониманием показателей сотрудниками компании. Это может привести к тому, что значения для отчетов будут браться «с потолка», а эффективность остается на бумаге.
 
 
Наше преимущество заключается в том, что при построении хранилища данных, мы анализируем бизнес-процессы и структуру данных, на основании чего знаем, какие системы KPI подойдут для компании. Наша работа:
·         Строим хранилище данных
·         Подбираем  аналитические модели и KPI из нашего каталога
·         Разрабатываем формы для ввода недостающих данных
·         Обучаем и вводим решение в эксплуатацию
В итоге результат нашей работы – это не советы «как сделать лучше», а законченное автоматизированное решение, которое работает.
 
 

Визуализация данных

Что понимается под визуализацией? Почему это так важно для руководителя?
Визуализация – это представление различной информации с помощью изображений, графиков, схем, таблиц – всего того, что значительно упрощает восприятие. Считается, что человек 90% информации воспринимает зрительно.
Руководитель компании тоже человек. И каждый день его работы связан с принятием управленческих решений, основанных на обработке значительного объема информации.
Чем больше компания, тем больше данных приходится анализировать. При этом данные, прежде чем попасть на стол к руководителю, могут пройти длинную цепочку посредников на разных уровнях управления. Естественно, что такая информация будет искажаться, задерживаться, а иногда и вовсе теряться.
В результате руководитель вынужден работать с массой отчетов, состоящих, как правило, из большого количества цифр и записей. В итоге, чтобы принять управленческое решение, необходимо просмотреть и быстро проанализировать множество листов и файлов с информацией из разрозненных источников.
Это значительно затрудняет работу руководителя, «замедляет» процесс принятия решения.
Другое дело, когда вся эта информация консолидируется и представляется в виде одного интерактивного изображения, которое можно быстро проанализировать, изменить, просмотреть в разных «разрезах». Это и есть визуализация для руководителя.
Наша компания предлагает решение, которое включает в себя удобныеинструменты визуализации.
Вместо большого количества отчетов в распоряжение руководителя поступаютинтерактивные панели (дашборды), которые можно менять, детализировать, расширять и настраивать под различные задачи.
Dashboard (от английского) - панель управления.  
Эти интерактивные панели обновляются в режиме реального времени, что дает возможность видеть состояние дел на текущий момент.
Дашборды, интегрирующие в себе всю отчетную информацию, связаны с системой индикаторов, которые оповещают руководителя о выявленных  отклонениях. Это происходит так: руководитель видит «загоревшийся» индикатор на своем мониторе, нажимает на него и переходит на дашборд, содержащий информацию об отклонении.
Например, сработал индикатор «отдел закупок» - руководитель переходит по нему на соответствующую панель и видит, к примеру, что нормативные затраты на закупку сырья в текущем месяце превышены на существенную сумму. Далее, детализируя отчет, он видит, что менеджер по закупкам Илюхин, осуществил покупку сырья по ценам гораздо более высоким, чем средние за период.
Для территориально распределенных компаний будет удобно выносить данные  индикаторы на карту. Это позволит обеспечить оперативный контроль над офисами в различных городах. Если где-то выявлено какое-либо отклонение, индикатор так же загорается, привлекая внимание руководителя.
Вместо большого объема несвязанных таблиц, цифр и текста руководитель сможет видеть полную картину происходящего, отраженную в графиках, диаграммах и интерактивных отчетах – все это значительно упростит анализ информации.
В результате руководитель получит следующие преимущества:
·         Оперирование комплексной, актуальной информацией
·         Удобное, понятное представление большого объема данных
·         Возможность создания системы индикаторов, оповещающих о различных отклонениях
·         Сокращение временных затрат на обработку отчетов
Все это сделает бизнес более прозрачным и позволит принимать своевременные управленческие решения.
 

Индивидуальный проект

BI-система - это не тиражное решение, а индивидуальный проект для каждой компании. Его не выполнить его шаблону best practice, он должен быть связан с реальными целями компании.
Во-вторых, преимущества внедрения BI далеко не для всех очевидны, особенно для топ-менеджеров. Здесь как никогда лучше один раз увидеть в действии, чем сто раз услышать или посмотреть презентации.
Эффективных подходом является реализация пилотных проектов. В этом случае мы с вами выбираем одну предметную область, настраиваем на нее нашу систему, показываем ее в действии, обучаем ваших пользователей и технических специалистов. Активная фаза проекта длится всего три дня.
В результате вы:
·         проверяете работоспособность системы на своих реальных данных
·         за минимальные деньги решаете конкретную бизнес-задачу
·         экономите время на принятии решения о старте проекта
·         снижаете риск неверной постановки задачи проекта
 

Обучение и консалтинг

Использование корпоративных информационных систем в бизнесе уже давно не является чем-то особенным. Несмотря на то, что российские компании отстают в этом вопросе от запада на несколько лет, количество внедрений растет с каждым годом. Все это справедливо и к рынку систем бизнес-аналитики.
При этом нужно отметить, что само по себе внедрение – это непростой процесс, требующий значительных усилий. По данным TAdviser всего 30% проектов по внедрению систем бизнес-аналитики в России можно считать успешными.
Низкий процент обусловлен рядом проблем, которые необходимо прорабатывать на стадии интеграции. Настройка системы под решение ключевых задач компании, интеграция с другими системами, тестирование, низкое качество исходных данных и другие функциональные проблемы – все это сложные, но решаемые на техническом уровне задачи.
 
 
Нередко более серьезной становится задача подготовки персонала к использованию системы, как методическая, так и организационная. Менеджеры компании, «принявшие» систему, могут воспринимать ее как самодостаточную панацею от всех проблем фирмы, некоторые сотрудники могут «сопротивляться» внедрению, ссылаясь на то, например, что и без системы все умеют делать, другие могут просто неправильно пользоваться системой, не понимая ее функциональных особенностей или сути моделей и методов, заложенных внутри.
Слишком высокие ожидания или неприятие системы (отсутствие доверия), естественно, делают использование системы бесполезным, а иногда даже вредным для компании.
Вот наиболее частые негативные ситуации, возникающие при внедрении систем бизнес-аналитики:
·         Компания-заказчик приобретает коробочный продукт для самостоятельного внедрения и получает не набор работающих инструментов, а сложный «конструктор», с которым очень непросто разобраться
·         Заказчик не проводит обучения персонала. В итоге функционал системы используется только на 10-15%
·         Неполноценное использование функционала приводит к тому, что система превращается в инструмент по созданию отчетов, основная аналитическая часть просто «пылится» и становится ненужной сотрудникам
·         Из-за этого (см. пункт выше) ценность системы для менеджеров приближается к нулю, система в таком виде для них бесполезна
·         Ключевые показатели, «придуманные» сверху, являются искусственными и недостоверными. Данные для их расчета заполняются ради заполнения. Таким расчетам никто не верит
Для решения этих проблем мы, наряду с разработкой и внедрением систем бизнес-анализа, предлагает комплексные услуги по обучению и консалтингу персонала компании:
·         проводим аудит информационных систем, анализ структуры документов, информационных потоков, разрабатываем рекомендации по усовершенствованию учетной политики
·         разрабатываем KPI с учетом реальных данных, которые есть у заказчика
·         проводим обучение технических специалистов заказчика, после чего они могут дальше сопровождать и развивать систему без нашего участия
·         проводим обучение пользователей на реальных задачах, с учетом потребностей менеджеров разного уровня и аналитиков
В результате менеджеры и другие сотрудники включаются в работу с системой, понимают какие организационные изменения необходимо провести, чтобы сделать бизнес более прозрачным и управляемым.
В компании появляются наиболее подготовленные сотрудники – так называемый центр компетенций. Они развивают систему, консультируют коллег, занимаются распространением аналитического подхода.
В итоге бизнес начинает работать несколько по-новому, система бизнес-аналитики реально интегрируется в компании и используется по назначению в полном объеме. А главное – развивается, растет изнутри, исходя из реальных, актуальных потребностей.